Музей АО «Межгородтранс»

     В АО «Межгородтранс» на протяжении 20 лет существует Музей, отражающий историю предприятия и транспортной отрасли в целом. Идея создания Музея принадлежит руководству. Коллектив с энтузиазмом поддержал идею и активно включился в работу по сбору материалов и документов по истории развития предприятия. На протяжении многих лет экспозиция Музея пополнялась тематическими стендами, отражающими различные стороны жизни общества. В дар Музею преподносились разнообразные исторические документы, фотографии, личные вещи. На сегодняшний день в музее представлено более сотни различных по тематике стендов и экспозиций.

Первая экспозиция музея представляет несколько стендов передающих историю и ключевые вехи развития предприятия.

Датой основания предприятия считается 24 августа 1967 года, когда Приказом №569 по Приволжскому территориальному транспортному управлению от 24.08.196767 г. существующее на тот момент автохозяйство АТХ-2 на территории Саратовского подшипникового завода было реорганизовано в Саратовское специальное пассажирское автотранспортное предприятие №2(СпецПАТП-2). В его ведении было: 19 такси , 28 автобусов и 34 грузовых автомашины.
20 декабря 1967 года, на основании приказа № 311 по Министерству автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР СпецПАТП — 2 получило новое
название – «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2» (ПАТП –2).  В 60-е ,70-е годы развитие предприятия шло ускоренными темпами. В 1968 г. на предприятие впервые поступили автобусы марки «Икарус» — 32 единицы. Хорошо налаженное и своевременное обеспечение автотехникой привело к довольно показательным примерам: в 1973 году доля венгерских автобусов «Икарус» различных модификаций составила 60 % от числа всех автобусов предприятия. Значимой вехой в истории развития предприятия стал 1971 год. В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 13 октября 1970 г. № 771 и Циркулярным письмом Министерства № 14–Ц от 15 января 1971 года создано Саратовское производственное объединение пассажирского автотранспорта (СПОПАТ).

«В начале славных дел…» На стенде помещены старые  фотографии предприятия и улицы Васильковской конца 60-ых г.г. ХХ в., надстройка 3 –его этажа
административного корпуса , а так же строительство производственного корпуса и крытой автоколонны, пришедшиеся уже на конец 70-ых г.г.

К 1980 году автопарк предприятия составляет 328 единиц техники, численный состав работающих составляет 1256 человек. СПОПАТ становится самым крупным стабильно развивающимся пассажирским автотранспортным предприятием Саратовской области и принимает участие в знаковых событиях страны.

Так в 1980 году Команда водителей «СПОПАТ» в количестве 35 автобусов и 29 водителей, в составе сборной Саратовского территориального производственного объединения автомобильного транспорта «Саратовавтотранс», принимала участие в обслуживании ХХII (летних) Олимпийских игр в Москве. За добросовестную, профессиональную работу во время проведения Игр 4 человека  награждены Почетной грамотой министра автомобильного  транспорта РСФСР, 10 человек – награждены Почетными грамотами.

Стенд «Олимпиада *80». Посвящен работе команды водителей автобусов и технического персонала нашего предприятия по транспортному обслуживанию летних Олимпийских игр 1980 года в Москве

В 1981 году Бригада рационализаторов нашего  предприятия была награждена бронзовой медалью ВДНХ СССР. Одно из наиболее значительных рационализаторских предложений – «приспособление для притирки распылителей – форсунок насоса высокого давления автобусов марки «Икарус», экономический эффект от которого составил 38368 рублей. За трудовые успехи награждены правительственными наградами: орден «Трудовой славы III степени» – два человека, орден «Знак Почета» – один человек.

В 1985 году сотрудники предприятия в составе сборной команды водителей Саратовского территориального производственного объединения автомобильного транспорта «Саратовавтотранс» (всего 66 автобусов) принимал участие в обслуживании ХII Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Предприятие было представлено самым значительным количеством автомобилей —  12 автобусов (7 – марки «ЛАЗ 695 Н» и 5 – «Икарус 256». Автобусами «СПОПАТ» обслуживались делегации молодежи Польши, ЧССР, Югославии, ФРГ и других стран. Водители работали строго по графикам и маршрутам, за  время проведения фестиваля ими не было допущено ни одного срыва или происшествия. Труд представителей предприятия  был высоко оценен: 5 человек награждены Почетными грамотами министра автомобильного  транспорта РСФСР, 20 человек – награждены ТПО «Саратовавтотранс» и обкома профсоюза рабочих автотранспорта и шоссейных дорог.

На протяжении многих лет экспозиция Музея пополнялась тематическими стендами, отражающими различные стороны жизни предприятия: о старейших работниках  предприятия, передовых работниках предприятия, отдых сотрудников на б\о «Бригантина», художественная самодеятельность, гости предприятия. А так же представители династий, работавших в предприятии: Козины, Муруговы, Литвиновы – Серовы, Дюевы. При организации  экспозиций, посвященных династиям предприятия, большую помощь оказывали представители этих династий.

Одна из самых многочисленных династий предприятия – «Династия Козиных». В разное время на предприятии работало 9 человек, их общий трудовой стаж  год составляет более 215 лет. Сейчас работает – Данилина Нелли Геннадьевна (в девичестве- Козина).

Постепенно, из года в год Музей расширялся и пополнялся новыми экспонатами. В дар музею преподносились и документы, и награды, и фотографии, и даже личные вещи. Например, одним из эксклюзивных экспонатов является  подлинное форменное пальто кондуктора 60-х годов предоставлено кондуктором Скибиной Анной Ивановной.

А так же костюм водителя автобуса в комплекте с рубашкой, фирменной фуражкой и галстуком  (представлено.начальником колонны Куринным А.И.)

Огромный интерес гостей Музея всегда вызывает реконструированный кожаный костюм автомобилиста начала 20-го века, созданный по историческим лекалам сотрудницей предприятия Цехош М.А.

   В экспозициях Музея, посвященных развитию автомобильного транспорта, представлены предметы, связанные с пассажирскими перевозками : различные виды компостеров, билетов, сумки кондукторов,

 образцы приборных панелей автобусов разных марок ,

-рулевые колеса,

 -образцы номерных знаков,

-логотипы автомобилей и автобусов различных марок разных лет,

— подлинная форма водителей разных лет.

-задний мост ГАЗ –АА, образца 1932 – 1938годов и насос для раскачки   

 топлива, использовался до середины 60-ых годов. — уникальный, можно сказать раритетный экспонат: горн для разогревания клепок ( с 1920-х г.г.). Этот горн использовался на строительстве Саратовского автодорожного моста через Волгу

— Кинопроектор использовался службой ОБД предприятия в 80-ых г.г. ХХ в.



— Первый макет по отработке знаний по БДД, использовавшийся службой БД предприятия и т.п.

— задний мост ГАЗ –АА, образца 1932 – 1938годов и насос для раскачки топлива, использовался до середины 60-ых годов.

— Первый телефонный коммутатор – период начала работы АТП № 2., образцы селекторной связи 70-ых г.г.,

— печатные машинки.

Особой гордостью Музея является «Комната боевой славы». Сотрудники предприятия участники войны и труженики тыла передали Музею уникальные и раритетные экспонаты : солдатскую гимнастерку, пилотку и подлинное удостоверение шофера подарил Музею участник русско-финской войны и ВОВ Яковлев А.Н., который во время сражения находился в районе боевых действий под Курской дугой.

В настоящее время по инициативе генерального директора АО «Межгородтранс» Любарского Михаила Сергеевича Музей предприятия был успешно реконструирован. Экспозиция переведена в удобные светлые помещения с новым оборудованием и современным оснащением.

Музей постоянно расширяется и пополняется, открыты новые тематические залы, отражающие развитие АО «Межгородтранс» : вручение переходящего Штандарта Губернатора Саратовской области , участие в конкурсах профессионального мастерства , торжественное вручение нового подвижного состава, открытие мемориала памяти сотрудникам предприятия – участникам ВОВ и  труженикам тыла.

В 2017 году в честь 50-летия со дня основания предприятия , коллекция музея пополнилась новыми экспозициями,  например стенд отдела эксплуатации, отражающий историю развития навигационных систем транспорта». подарками от сотрудников и гостей  , сделанными своими руками.

     Современный Музей АО «Межгородтранс» является гордостью руководителя и сотрудников предприятия и всегда открыт для гостей. С его
экспозицией познакомились сотни учеников различных учебных заведений нашего города.

За время существования Музея его гостями были и известные политические и общественные деятели, депутат государственной Думы, президент Федерации хоккея России Владислав Александрович Третьяк (во время визита подарил Музею клюшку со своим автографом), Губернатор Саратовской области Валерий Васильевич Радаев. В книге отзывов имеется не один десяток отзывов, которыми мог бы гордиться любой Музей России.